Врачи Тибетской медицины

Врачи тибетской медицины «Мен Ци Кханг»

Квалификация докторов тибетской медицины
Врач традиционной тибетской медицины
Менба – классическое и официальное наименование врача в Тибете.


Лхадже – так назвал царь Трисонг Децен своего придворного врача Ютокпу Старшего. Он усадил его на свой трон, склонился перед ним и поставил его стопы себе на голову, сказав: «Я царь, а ты повелитель царей».

 

Эмчи – монгольское слово для обозначения врача. Слово стало популярным в У-Цанг (Центральном Тибете) после прихода туда монголов.

 

Врач должен применять полученные знания, чтобы помогать другим. Сосредоточенность важна, и должна быть подобно той, что есть у человека, идущего по высокой и узкой стене и несущего сосуд с горячим маслом: если он прольёт даже одну каплю, то ему угрожает опасность и смерть.

 

 

врачи тибетской медицины

 

Врач должен проявлять трудолюбие и своевременные усилия, не откладывая приём пациентов, помогать лекарствами или внешними процедурами сразу.

Сущность врача – это глубокое знание всех характеристик 3-х Жизненных Начал (ветер, слизь, желчь), 7 уровней организации тканей, 3 видов выделений и средств лечения.
Врач знает характер болезней (избыток, недостаток или расстройство) и средства лечения (питание, поведение, лекарства и процедуры).

 

Знает проявления четырёх первоэлементов и закон взаимозависимости. Успешная практика в этих областях – это то, к чему нужно стремиться врачу.

 

Классификация врачей

 

Наивысший врач – тот, кто лечит болезни 3 ядов ума (неведение, гнев, привязанность), причину и следствие. Это Будда медицины, Ютокпа. Тот, кто лечит причины болезней (три яда ума) и следствия – болезни (нарушения 3 Жизненных Начал).

Выдающийся врач – Дрансон, обладающий ясновидением, добротой и состраданием ко всем живым существам, а в собственных «трёх вратах» (ум, речь и тело) нет нарушенных Жизненных Начал. Такой врач обладает видением и поведением дрансонов и практикует благородную бодхичиту.

 

Квалифицированный врач – учился в соответствии с линией передачи, сообразителен, хранит в чистоте самаи (обеты), знает смысл текстов, получил устные наставления, достаточно опытен (то есть знает теорию и практику), практикует Дхарму, без излишнего количества мирских желаний (стать знаменитым, богатым и т.д.), дисциплинирован (не ленив), умелый, изучил все методы ТТМ. Добр по отношению к существам.

 

О делах других заботится как о своих. Не путается в разнообразных методах лечения. Это превосходный врач – защитник болеющих существ, хранитель и наследник линии передачи Ригдзинов(буддийские божества, обладающие высокой степенью мудрости) и Дрансонов (святые, мудрецы, анахореты, живущие в гармонии с природой и знающие все лечебные силы флоры и фауны).

 

резиденции Далай Ламы

 

Неквалифицированный врач – такой только притворяется врачом, его мотивация – обогащение.

 

1) Такой врач не принадлежит к врачебной линии чистой непрерывной передачи, ( как лиса, занявшая трон и притворяющаяся, что она лев ) – он никем не будет уважаем.

 

2) Он не знает текстов (прежде всего «Четырёх тантр») и их смысла (подобен слепому, которому показывают предметы) – не различает болезни, симптомы и методы их лечения.

 

3) Нет опыта (это как отправиться в путь не зная дороги) – делает ошибки в анализе симптомов.

 

4) Не знает диагностических методов (похож на человека, заблудившегося в пустыне)- не распознаёт болезни, гадает, точно не знает.

 

5) Не умеет правильно диагностировать по пульсу, моче и т.д. (похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу) – не различает болезни Жара и Холода.

 

6) Не умеет искусно говорить, не может делать ясные предсказания о ходе лечения и движении болезни (подобен немому, который выставляет себя на посмешище.

 

7) Не знает правильных способов лечения (это как стрелять в темноте ) – средства лечения не попадут в цель.

 

8) Не знает и не умеет применять диету и образ жизни (похож на уступающего свою власть врагу) – сила болезни увеличиваются, а компоненты тела разрушаются.

 

9) Не знает и не умеет применять умиротворяющие лекарства (подобно крестьянину, не знающему земледелия) – недостаточным, чрезмерным или ошибочным лечением ухудшит болезнь.

 

10) Не знает и не умеет применять очищающие лекарства (это как лить воду на гору песка – гора рассыпается – лечение не подойдёт для болезни и компонентов тела).

 

11) У него нет инструментов и лекарств (подобен воину без доспехов и оружия – не сможет противость армии врагов-болезней.

 

12) Не знает, как делать внешние процедуры, такие как прижигание, кровопускание и т.д. (подобен вору, который не знает расположение дома) – лечение пойдёт неверным путём.

 

резиденции Далай Ламы

 

Тот, кто практикует традиционную тибетскую медицину без соответствующей квалификации и совершает эти 12 ошибок, является плохим врачом.

 

Имея ложные идеи, не может правильно диагностировать болезни, неверно понимает прохладные и тёплые средства лечения, прописывает неправильное лечение. Такой врач подобен демону, он держит в руках аркан Повелителя Смерти и является рычагом, опрокидывающим жизнь пациента. Не следует иметь с ним никаких связей. Он вредит даже своему окружению (друзьям и родственникам).

 

 

Квалификации врачей Традиционной Тибетской Медицины по системе Ютокпы старшего.

 

 

Менба Бумрампа – врач, знающий наизусть 100000 (шлок) – тот, кто полностью завершил изучение следующих текстов:

 

«Четыре Тантры» (автор Ютокпа), «тексты 9 знаменитых врачей», трактат «Царь луны», «Бумпа с нектаром, большая и малая» (автор Бадмасамбава), «Концентрированная сущность 8 ветвей медицины» (автор ачарья Вира), «Устная передача учений Драносов», «Лунные лучи объяснений значений слов» (бандита Чандранандана), комментарии и дополнения к этим текстам и устные передачи мудрецов.

 

Все эти тексты выучивались наизусть, а также врач должен уметь применять знания на практике. Эта степень примерно соответствует доктору медицинских наук или званию академика в России.

 

 

Менба Рабджампа – врач, обладающий безграничными или широчайшими познаниями. Это тот, кто завершил изучение большинства вышеперечисленных текстов. Кроме того, врач должен владеть практическими навыками.

 

Эта степень соответствует примерно кандидату или доктору медицинских наук в России. В буддийской философии этому соответствуют степени «геше» в традиции Гелук, «кенпо» в традиции Нинма и Кагъю, «ачарья» в традиции Сакья.

 

резиденции Далай Ламы

 

Менба Качупа – врач, преодолевший 10 трудностей. Изучивший «Четыре Тантры», комментарии и дополнения к ним. А также владеющий практическими навыками. Эта степень примерно соответствует уровню врача-ординатора.

 

 

Менба Дюрава – это врач, получивший набор знаний. Изучивший 3 из 4 Тантр: Тантра Основ, Тантра Объяснений и Заключительную Тантру. Комментарии к ним и имеет практические навыки. Соответствует примерно квалификации фельдшера или медсестры.

 

 

Менрамба – великий квалифицированный врач безграничных познаний, понимающий смысл медицинских текстов и способный давать ясные объяснения, проводить дебаты и составлять тексты (последние три – классические активности настоящих ученых).

 

Это сокращенное наименование Менба Рабджампы.

Медицинский тур в Индию